Литвин В.
Київ : Парлам. вид-во, 2021. — С. 368. — Рос. Мовою. Тираж 1 500 прим.
Організатори
Когда лавины с гор идут
Пути им камни задают
Чеслав Милош (польский поэт):
МОРАЛЬНЫЙ ТРАКТАТ
й руйнівники СРСР —
у одній іпостасі
В 1991 г. официально закончил свою историю СССР. Однако процесс его распада все еще далек от завершения. О чем первоочередно свидетельствуют сложные и в немалых случаях драматические процессы на постсоветском пространстве с их перманентными кризисами и конфликтами. За несколькими исключениями, например Эстонии, обретшие независимость советские республики все еще преимущественно воспринимаются в мире как неудачники, у которых слабая экономика, низкое качество жизни, большая коррупция, демократические принципы организации государственной и общественной жизни в большей мере декларируются, нежели реализуются, остаются весьма живучими коммунистические пережитки, что особенно проявляется в авторитарных замашках их властей.

Не в последнюю очередь отсюда — не изжитые ностальгия и сожаления части людей за союзным государством. И настрой немалого числа различного рода общественных деятелей, ученых и политиков на оспаривание приговора истории Советскому Союзу. А соответственно и постановка вопросов: кто спровоцировал «лавину» и задавал ей «направление»? Кто вызвал «камнепад», приведший к разрушению СССР? И ответы на них в виде соответствующих политических заявлений, за которыми периодически следуют практические действия, многочисленные публикации и довольно крупные научные трактаты на эту тему. К ряду из них можно применить размышления (1927 г.) видного деятеля российского социал-демократического движения А. Потресова о Великой Французской революции:
«И до сих пор еще, на расстоянии почти полутора века, читая несчетные исследования, ей посвященные, чувствуешь в исследователе то прокурора, то адвоката... И до сих пор еще вся- кого рода общественные симпатии и антипатии мешают взглянуть на кровавую драму конца XVIII в. глазами нелицеприятного ученого»
Именно его то и не хватает сегодня в осмыслении истории и судьбы Советского Союза.
Особенно, если учитывать, что уже повзрослело новое поколение, которое не просто не знает Ленина и Сталина, да и других советских руководителей, а только краем столкнулось в своей жизни с некоторыми примерами несостоявшихся государств социализма. И в то же время воочию убедилось в том, что «прочный послевоенный консенсус в отношении того, что за западной экономической моделью стоит будущее больше не такой прочный». Поэтому требуется переход к более глубокому пониманию прошлого. В его целостности, как результата всего нашего исторического наследия. И это должно быть не просто следствием идеологии «пробуждения», а естественного веления времени, которое позволяет по-другому взглянуть на исторические события.
Особенно, если учитывать, что уже повзрослело новое поколение, которое не просто не знает Ленина и Сталина, да и других советских руководителей, а только краем столкнулось в своей жизни с некоторыми примерами несостоявшихся государств социализма. И в то же время воочию убедилось в том, что «прочный послевоенный консенсус в отношении того, что за западной экономической моделью стоит будущее больше не такой прочный». Поэтому требуется переход к более глубокому пониманию прошлого. В его целостности, как результата всего нашего исторического наследия. И это должно быть не просто следствием идеологии «пробуждения», а естественного веления времени, которое позволяет по-другому взглянуть на исторические события.
А пока что имеем на «выходе» историческую память касательно советского опыта, которая не примиряет и объединяет, а разобщает, бередит травмы, как из-за прошлого, так и привнесенные в общественное восприятие уже нынешними реалиями. Особенно с учетом того, что последние ассоциируются со смутными временами, тогда как для советских поколений прожитое в СССР видится стабильным и предсказуемым, даже авторитетным, нежели сегодняшние невыразительные обстоятельства.

Дело, конечно, не только в излишней забывчивости или чрезмерном запоминании, избирательной моральной амнезии и опасности того, что американский историк Йосеф Хаим Йерушалми назвал «террором забывания». В качестве примера такого забывания можно привести случай, когда генерал Шарль де Голль внезапно изменил свое мнение и решил, что Франция признает независимость Алжира. Рассказывают, что, протестуя, один из его советников воскликнул: «Но было пролито столько крови!». На что де Голль ответил:
«Ничто не сохнет быстрее крови».

Соревнуясь за «право владения» истиной, политики и ученые должны соотносить его с пониманием, чем являлся СССР для многих людей, на который пришлись лучшие годы их жизни. По крайней мере, в том плане, что тогда они были молоды и по-своему счастливы. Бесспорно советские годы были частью их личной истории, во многом поучительной, и, надо полагать, частью нашей жизни, нашего мировоззрения, нашего исторического и политического опыта. Ибо ничего нельзя вычеркнуть из прошлого, устранить факты и события, которые формировали судьбы и мысли наших отцов и таким образом нас самих. Более того, и сама современная Украина выросла из этой эпохи.
Жизненных сил у советской страны хватило только на 69 лет. Провозглашенное 30 декабря 1922 г. новое государство «скончалось» по собственной инициативе 25 декабря 1991 г.
Почему же так случилось, что против советской власти половина России воевала четыре года, с 1918-го по 1921-й, а через семь десятилетий за нее, но уже в виде СССР, выступали на протяжении трех дней только группка кремлевских деятелей. А «отечества отцы» не бросились тогда спасать большую страну, никто не взывал к борьбе за нее. Почему устройство жизни в позднем Советском Союзе не нашло достаточно защитников, а у нашедшихся защитников не оказалось достаточно воли? Почему крах «старого порядка» большинство мирных советских обывателей пережили если не с энтузиазмом, то с безучастием? Чем же так досадила страна своему народу, как же она к нему относилась, какую политику проводила, что он от нее отвернулся?
Относительно же возражений, что 17 марта 1991 г. на единственном за всю историю СССР всесоюзном референдуме по вопросу его сохранения как обновленной федерации суверенных республик, в которой будут в полной мере обеспечиваться права и свободы человека любой национальности, приняли участие:
148,5 млн (79,5 %)
Всего приняли участие
113,5 млн (78,43 %)
Проголосовало положительно (да)
< 22 млн (70,2 %)
Ответили "да" в Украине
в первую очередь иметь в виду следующее: на него работала вся партийно-государственная машина и весь массив государственных (на тот момент других практически и не существовало) СМИ
Соответственно иного результата тогда и быть не могло. Равно как и на референдуме 1 декабря 1991 г. относительно провозглашения независимости Украины, когда за его положительный исход выступали единым фронтом республиканские власти, новые общественные деятели и средства массовой информации. В противном случае придется говорить о непоследовательности или внезапном «прозрении» народа.

Представляется, что при исследовании данной проблемы прежде всего максимально нужно избегать политизации исторических знаний, их превращения в аргументы для навязывания «правильных» оценок прошлого массовому сознанию. Особенно с учетом того, что подобные суждения активно пытаются насаждать политики, заменяя собой профессиональных ученых. Ссылаясь нередко на то, что у историй, написанных ими в ХХ–ХХI ст., оказался недолгий век, что вследствие смены господствующего мировоззрения требуется смена образа прошлого. Теоретически прикормленные Западом исследователи вообще усиленно продвигают новую концепцию отечественной истории, призванную таким образом обеспечивать исторический суверенитет и обособленную историческую политику новых государств.

Как при таком подходе не цитировать великого английского поэта Уистона Хью Одена:

Учебники нам лгали от и до.

В истории, которой мы учились,

гордиться нечем,

вся она, какая есть –

творение убийц, живущих в нас:

Благо пребывает вне времен.


(Из сборника стихов «Оглянись странник» (1936 г.)

Но при всем этом очевидным должно быть то, что государственные образования, как и любая система, по достижению пределов своего развития либо переходят на следующий уровень, либо деградируют, возвращаются на исходные позиции, а затем разрушаются. Иными словами: все общества в истории человечества в какой-то момент терпели крах и погибали, когда не находили надлежащих ответов на происходящие изменения и новые вызовы. Профессор антропологии Р. Блэнтон даже сравнивает общества с хрупкими человеческими структурами, которые могут разрушаться.
«Почему разрушились такие некогда успешные цивилизации, как Китайская империя, Римская империя или Империя Великих Монголов, которая на пике своего могущества охватывала почти весь индийский субконтинент? Практически все цивилизации постигла эта судьба, независимо от их размера и структуры. Некоторые возродились, в то время как другие исчезли навсегда. Когда же начинается конец? И есть ли сигналы, предупреждающие о гибели? Вопрос о шаблонах и причинах, которые привели к коллапсу целых империй, занимает ученых всего мира», — отмечает К. Зеебург.
Авторы нового исследования, изучившие 30 досовременных обществ, пишут в FrontiersinPoliticalScience: существуют различные объяснения и причины краха цивилизаций: природные катастрофы, истощение ресурсов, растущее неравенство, нехватка социальной сплоченности и чрезмерно сложные общественные системы. К краху системы может побудить и «моральная несостоятельность высшего руководства». Они же пришли к выводу, что государства с хорошим управлением приходят в упадок более радикально и тяжело, чем авторитарные системы, в которых на смену одному авторитарному деятелю приходит такой же.

Истоки системного кризиса и постепенного разрушения «несущих конструкций» собственно советской системы, предопределившие, в конечном счете распад СССР, следует усматривать во всей истории советского государства и в совокупности факторов — идеологии и практики советской власти, личности руководителей, проводимой ими внутренней и внешней политики, в результате которой Запад получил возможность продемонстрировать свое превосходство над советским опытом и наглядно убедить в этом страны Восточного блока.

Понятно, что Запад все делал, чтобы переиграть Советский Союз, но это отнюдь не означает, что им была спланирована дезорганизация и гибель Советского Союза. Равно как и то, что М. Горбачев при участии Дж. Г. У. Буша, Б. Ельцина, Л. Кравчука и других деятелей является его главным могильщиком. Своими действиями он с «сотоварищами» просто приблизил исторический финиш СССР, повторившего судьбу всех империй. Причем, по историческим меркам — за сравнительно небольшой период своего существования. Когда другие империи угасали длительное время, Советский Союз рухнул, казалось бы, неожиданно. Но закономерно, так как объем и тяжесть проблем, нагроможденных за все годы идеологией и практикой организации государства, общественной и повседневной жизнями, превысили все допустимые критические пределы.

Володимир Литвин
Організатори й руйнівники СРСР — у одній іпостасі. — Київ : Парлам. вид-во, 2021. — С. 368. — Рос. Мовою. Тираж 1 500 прим.